Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Ц Ц Ц Изображение: Настройки Обычная версия

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Tahoma Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Настройка цветовой схемы:

Чёрным по белому
Белым по чёрному
Тёмно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по тёмно коричневому

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Версия для слабовидящих
 
 

Советует физинструктор

 

Инструктор по физкультуре МДОУ "Детский сад

комбинированного вида №66"

Гайворонская Надежда Владимировна


Игры с мячом.

                                                                                               

 

Ведущая деятельность третьего года жизни – игровая. Это значит, что именно игра в большей степени влияет на общее развитие малыша. Может быть, поэтому игровые прием являются наиболее действенными, когда родители хотят научить чему-либо маленьких детей или привить им полезные навыки.

К сожалению, умение играть с ребенком дано не каждому взрослому. Играя с малышом, мы как бы становимся деть­ми. Вспомним свое детство: кого из взрос­лых мы любили больше всех? Да тех, кто умел играть с нами. Они становились парт­нерами в играх, заражали фантазией, увле­кали ролевым поведением, привносили в нашу жизнь радость...

            

 

Среди разнообразия детских игр можно выделить особый вид - игры с мячом. Многие родители не дают детям мяч в до­машних условиях, считая его опасной иг­рушкой: можно разбить окно, зеркало, лю­стру... И это понятно, мяч побуждает к вы­сокой подвижности. Поэтому, как считают многие взрослые, в руках малыша он ста­новится «непредсказуемым» предметом. И в то же время все согласятся, что игры с мячом являются любимыми играми в ран­нем детстве. По всей вероятности, этот предмет любим детьми еще и потому, что «созвучен» им, - такой же прыгающий. «заводной», мобильный, забавный и каж­дый раз новый в своих проявлениях.

Как же организовать игры с мячом в семье?

Во-первых, в условиях помещения игры должны быть организованы взрослыми. Во-вторых, взрослые должны быть непосредст­венными участниками игры, партнерами малыша. В-третьих, играм с мячом на улице следует уделить особое внимание: не следу­ет играть вблизи проходящего транспорта, на высоких подиумах, платформах, необхо­димо избегать опасных канав или скрытых ям. Мяч требует уважения к себе и безопас­ного пространства: умная игрушка достойна умного подхода к ее использованию.

Мяч таит в себе гармонию формы, яркость цвета, динамичность, поэтому эмоционально воздействует на ребенка, что находит отражение в содержании детских игр.  Умение пользоваться им разумно созвучно самой природе раннего детства.

       

 

Мяч: забава, игрушка, спортивный инвентарь

Сенсомоторная активность - основа; ни и развития ребенка. Это значит, он с момента рождения нуждается в сенсорной информации и движении. Извести: первые целенаправленные двигательные ак­ты ребенка связаны с активизацией движе­ний головы (удержание, повороты). Разви­тие зрения, слуха, осязания, а также сенсор­ная информация, которую воспринимает малыш из окружающего мира, способствуют своевременному созреванию анализаторов и двигательных зон коры головного мозга.

Двигательная активность ребенка формируется «от головы к конечностям». В животном мире наблюдается обратное – «от конечностей к голове». Например, но­ворожденный котенок, зайчонок, бельчо­нок и другие детеныши животных начина­ют передвигаться раньше, чем видеть и слышать. У ребенка же сначала активизи­руются сенсорные сферы: зрение, слух, осязание и пр. И только к году дитя делает свои первые шаги!

Отечественный ученый, врач-педиатр Н.М. Щелованов, подчеркивал: удовлетво­рение ранней сенсомоторной потребности маленького ребенка связано прежде всего с реализацией генетической задачи - с фор­мированием человеческого интеллекта и социализацией, т.е. вхождением его в чело­веческое общество.

Сказанное выше позволяет заметить. что все основные движения ребенка (ходь­ба, бег, прыжки, бросание, метание и др.) носят социальный характер и приходят к нему в процессе воспитания на протяже­нии первых лет жизни в результате созре­вания двигательных центров и развития основных групп мышц. Это осуществляет­ся в социальной практике - в процессе об­щения с взрослым. Иными словами, ма­лыш овладевает основными движениями, «присваивая» (осваивая) опыт человечест­ва (А.Н. Леонтьев). Он приобщается к общественной культуре, овладевая движени­ями, принятыми в социальной (обществен­ной) практике.

Задача взрослого - создать необходи­мые условия для сенсомоторного развития малыша с первых месяцев его жизни.

Сказанное позволяет заметить, что орга­низация целенаправленной двигательной ак­тивности ребенка как в семье, так и в детском учреждении играет важную роль в педагоги­ке раннего детства. Действительно, именно на втором-третьем годах жизни дети в доста­точной степени овладевают основными дви­жениями, сохраняющими свою значимость на протяжении всей последующей жизни.

Неслучайно физической культуре в дет­ских садах уделяется огромное внимание: действует специальная система педагогичес­ких мероприятий, направленных на развитие движений и общее оздоровление детства.

Из всех физкультурных мероприятий с маленькими детьми необходимо особо вы­делить подвижные игры иигры-упражнения с мячом. Мяч проходит через все периоды детства: раннее, дошкольное и школьное.

В первые годы жизни ребенка мячи (ша­ры) в показах взрослого используются как развлечение, забава. Малыш настолько мал, что еще не может удерживать их в ру­ках и только с интересом наблюдает за дей­ствиями мамы.

По достижении возраста 6 месяцев он уже берет погремушки, шарики и другие предметы из всех положений и удерживает их в руке. Теперь мяч выступает как сред­ство игры - удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Это важно: предметная деятельность является одной из ведущих в ранний период жизни.

На протяжении всего дошкольного возраста игры с мячом усложняются и «растут» вместе с ребенком.

К концу дошкольного возраста и школьный период мяч становится любимой игрушкой, но и спортом (гимнастические эстафеты, футбол, баскетбол, волейбол и т.п.). Он остается значимым предметом игр, забав, спорта и для взрослых.

Однако первые игры с мячом бесценны по своей значимости дтя здоровья, эмоционального насыщения, физического и интеллектуального развития маленького ребенка.

                                 

 

Педагогическая ценность игр с мячом.

Малыши, знакомясь со свойствами мя­ча, выполняя разнообразные дейст­вия с ним (бросание, катание и др.), получают нагрузку на все группы мышц (спина, брюшной пресс, ноги, руки, кисти) - акти­визируется весь организм. Даже простое подкидывание мяча вверх заставляет ре­бенка выпрямляться, что благотворно вли­яет на осанку.

Можно сказать, что игры с мячом - спе­циальная комплексная гимнастика: разви­вается умение схватывать, удерживать и перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.

Такие игры и упражнения развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулиру­ют силу и точность броска; нормализу­ют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвиж­ных, так и для гипервозбудимых детей. Кроме того, они развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ, усили­вают работу важнейших органов — лег­ких, сердца.

Мяч - первый предмет в жизни ребенка, форма которого наиболее благоприятна для игр детей раннего возраста.

В этой связи уместно вспомнить заме­чательные слова известного педагога про­шлого Ф. Фребеля:

«Мяч есть нечто такое, что в единении с наклонностью ребенка к деятельности, благодаря своей бесконечной подвижно­сти и разнообразию своего применения, постоянно и всевозможными способами побуждает ребенка к игре... Мяч имеет еще особенную прелесть, такую полную жизненного значения привлекательность для первого детства, равно как и для сле­дующего за ним юношеского возраста, что без всякого сравнения является пер­вой и самой важной игрушкой... У ребенка каждая рука в отдельности и обе вместе устроены как бы специально для того, чтобы обнять собою, заключить в себе шар или мяч... Удерживая мяч в своей ру­ке с ранних пор, учась владеть им, у ре­бенка укрепляются мускулы пальцев ки­сти руки и всей руки, а также происходит надлежащее развитие и усовершенство­вание руки и пальцев, прежде всего в це­лях самостоятельного обращения с са­мим мячом, а потом и в целях правильно­го и надлежащего обращения с другими вещами...».

                      

 

Учимся играть вместе.

Как же научить малыша ловкости и уме­лости в играх с мячом? Методика обу­чения детей раннего возраста упражнени­ям и играм с мячом (как и любому физиче­скому упражнению) имеет свои особеннос­ти, которые заключаются в том, что в обу­чении преимущественно используются иг­ровые приемы. Показ образца с одновремен­ным объяснением, выполнением действий и включением в них детей - ведущий прием в обучении малышей. Это связано с осо­бенностями детей 2-3 лет и объясняется недостаточной сосредоточенностью, отсут­ствием необходимой самоорганизации, произвольного внимания, возможности подражать по слову взрослого.

Но пояснение и показ упражнений тре­буют подготовленности детей. Зритель­ные впечатления преобладают над их сло­весным выражением. Ребенок не владеет обобщенными способами действий в сло­весном выражении и поэтому не всегда мо­жет понять, что означает «прокати мяч», «подбрось мяч вверх» и т.п. Например, по­казывая, как надо бросать мяч вдаль двумя руками из-за головы, взрослый сопровож­дает показ простым, доступным для пони­мания пояснением: «Я сейчас брошу мяч далеко-далеко. Смотри, как я это делаю. Я беру его двумя руками и поднимаю вверх. Какой красивый у меня мяч! А те­перь я спрячу его за голову.

И... брошу. Брошу сильно, вперед! Дале­ко-далеко!».

Дети этого возраста лучше воспринима­ют показ движения, чем его словесное опи­сание (независимо от его сложности или новизны), поэтому взрослый должен пока­зывать упражнения, сопровождая их про­стым и доступным пояснением.

Пояснение нужно сопровождать пока­зом даже при выполнении знакомого уп­ражнения. Ребенок способен отобразить движение, поэтому одно и то же упражне­ние следует показывать и пояснять не один раз, а многократно, чтобы создать у него правильный образ движения (прока­ти мяч в ворота, брось мяч через веревоч­ку). Такие способы выполнения движений в силу своей конкретности помогают де­тям еще лучше осознать поставленную пе­ред ними задачу и выполнить ее более целенаправленно. Задания должны быть простыми, понятными и доступными для них.

Повторение упражнений с мячом имеет большое значение для детей раннего возра­ста. Благодаря многократным повторени­ям образуются более прочные двигатель­ные навыки: малыш начинает выполнять движения свободнее, без лишнего напря­жения, у него появляется своеобразное чувство мяча. Детям этого возраста свойст­венно многократное повторение движений как во время овладения ими. так и после уже появившегося умения. Ребенок может без устали и с большим увлечением бро­сать мяч на пол, катать взрослому, скаты­вать с горки, забрасывать в корзину или ящик. Большое разнообразие движений и их вариантов в действиях с мячом вызыва­ет у детей интерес к мячу как к предмету спорта, что особенно важно для формиро­вания в будущем положительных наклон­ностей к физической культуре.

Какие же конкретные рекомендации можно дать родителям?

В современных квартирах возможнос­ти для игры в мяч очень ограничены, но все же родителям можно                предложить несколько забавных игровых упражнений с мячом. Эти игры можно проводить в условиях помещения, используя  под рукой: игрушки, бумажные кегли, пустые пластиковые веревки, мячи разной величины, стулья и т.п.

Упражнения   с   использованием этих предметов конкретизируют движение, развивают ловкость, сноровку, сосредоточенность.

Желательно иметь один или два больших мяча диаметром 15-20 см. мячи диаметром 5-8 см (для большого и настольного тенниса, резиновые, мягкие, разных материалов, сшитые вами), бумажные шары (из скомканной бумаги), большой надувной мяч-шар.

Сопровождение движений с мячом стихотворным текстом помогает сделать заня­тие более понятным, а главное, задает ритм выполнения игрового задания.

 

 

 

Игры с мячом.

 

ПОИГРАЕМ С СОЛНЫШКОМ

Цель. Научить прокатывать мяч в за­данном направлении.

Ребенок сидит на полу, ноги врозь. Мама (взрослый) с мячом (в этой игре желатель­но использовать мяч желтого цвета) распо­лагается напротив на расстоянии 0,6-1,0 м. Читает стихотворение и выполняет соот­ветствующие действия.

Солнышко желтое (медленно прокаты­вает мяч от руки к руке),

Солнышко теплое (вокруг себя по полу)

По небу катилось, катилось (прокаты­вает мяч двумя руками ребенку),

К Мише (имя ребенка) в гости прикати­лось. (Ребенок ловит мяч и затем прокаты­вает ею двумя руками маме.)

В игре могут принимать участие и дру­гие члены семьи (папа, бабушка, дедушка, старшие брат или сестра) или сверстники малыша. В этом случае участники игры об­разуют полукруг. Водящий располагается напротив и по очереди прокатывает мяч всем играющим. При усложнении игры во­дящий может направлять мяч любому из играющих, не соблюдая очередности, тем самым вынуждая малыша быть вниматель­ным. Исходное положение ребенка тоже может меняться: сидя на полу ноги врозь, скрестив перед собой, сидя на корточках.

 

ПРОКАТИ И ДОГОНИ

Цель. Учить катать мяч в прямом на­правлении, отталкивать его энергично, с усилием, развивать умение ориентировать­ся в пространстве.

Ребенок с мячом в руках подходит к обо­значенному месту (шнур, полоска пласты­ря, цветной кружочек) и выполняет дейст­вия в соответствии со стихотворным текс­том.

Наш веселый, звонкий мячик (толкает мяч двумя руками)

Мы прокатим далеко (смотрит, куда он покатился),

А теперь его догоним. (Бежит за мячом, догоняет его.)

Это сделать нам легко! (Поднимает мяч над головой: «Поймал!».)

В зависимости от диаметра мяча ребе­нок может прокатывать его одной рукой, чередуя правую и левую руку, если мяч ма­ленький (диаметром 5-8 см) или двумя ру­ками, если большой (диаметром 18-20 см).

Советы маме. Приучайте малыша по­смотреть вперед, прежде чем он покатит мяч. Не бежать за мячом сразу, а дождаться речевого сигнала. Объясните, что мяч надо отталкивать не резким и коротким движе­нием рук, а плавным и энергичным (при необходимости проделайте упражнение вместе, обхватив руки ребенка своими).

 

СБЕЙ КЕГЛИ

Цель. Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично оттал­кивать мяч в заданном направлении).

Это отличная игра для отработки метко­сти и навыков катания. Если в доме нет кеглей, то их прекрасно заменят пустые пластиковые бутылочки (из-под воды, «Растишки» или «Имунеле»). Взрослый ставит две-три кегли на расстоянии 1—1,5 м от ребенка и дает ему большой мяч.

Малыш, присев на корточки (наклонив­шись, ноги чуть шире плеч) в обозначен­ном мамой месте (цветной кружок или шнур), прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Затем идет за ним, поднимает и возвращается.

Советы маме. Перед тем как дать мяч ре­бенку, заинтересуйте его, покажите, что на­до сделать, сопровождая свой показ таки­ми словами:

Посмотри, какие кегли. (Мама указыва­ет на кегли.)

Ровно-ровно в ряд стоят!

К ним направим мяч умело (толкает мяч двумя руками) -

И они уже лежат! (Обращает внимание на сбитые кегли.)

Следите, чтобы малыш энергично оттал­кивал мяч двумя руками, а не подбрасывал его вперед-вверх. Приучайте его смотреть вперед (на кегли). Хвалите, даже если малыш не попадет в цель. Отметьте мелом, кусочками пластыря на полу, куда надо ставить кегли, и позвольте ребенку само­стоятельно устанавливать сбитые предме­ты на место.

 

БАШЕНКА

Цель. Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично оттал­кивать мяч в заданном направлении).

Это игровое упражнение можно предло­жить ребенку, когда ему наскучит игра в кегли.

Из трех-четырех кубиков мама строит башенку. Малыш, присев на корточки (на­клонившись, ноги чуть шире плеч) в обо­значенном мамой месте (цветной кружок или шнур), прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить башенку, находящу­юся на расстоянии 1,5 м от него.

Дети, как правило, приходят в восторг от разлетающихся в стороны кубиков (кото­рые не должны быть слишком тяжелыми).

 

МЯЧ В ТУННЕЛЬ

Цель. Развивать умение отталкивать мяч двумя руками. Учить оценивать расстояние между предметами.            

Вариант   1.   Взрослый  сдвигает одну - три табуретки. Показывает, как катить мяч через «туннель» (под табуретками).

Вариант 2. Понадобится помощь трех-четырех человек: старшие брат или сестра, бабушка и дедушка с радостью по­играют с малышом. Они должны встать друг за другом, расставив ноги в стороны. А мама показывает, как двумя руками ка­тить мяч через получившийся туннель

и ловить выкатывающийся мяч.

Советы маме. Напоминайте малышу, что мяч надо отталкивать одновременно двумя руками с силой, чтобы он прокатил­ся через туннель, а не застрял в нем. Учите его смотреть вперед. Хвалите, даже если он не попадет в туннель.

 

 

ПРОКАТИ МЯЧ ВОКРУГ ПЕНЕЧКА, ИЛИ СКАЗКА ПРО КОЛОБКА

Цель. Учить катать мяч вокруг предмета двумя руками, класть его двумя руками в горизонтальную цель, находящуюся на уровне вытянутых вверх рук.

Из «подручных средств» (пустая короб­ка, табуретка и т.п.) нужно сделать пенечек и вспомнить с малышом сказку «Колобок» («От кого убежал Колобок?», «А кто его съел?»). Затем взрослый предлагает поиг­рать с Колобком, покатать его двумя руками - одной рукой вокруг пенечка.

Малыш с Колобком (мяч с наклеенными на него глазами, носом и ртом) встает око­ло пенечка. Мама с наволочкой или меш­ком в двух-трех шагах от него читает сти­хотворение.

В обоих вариантах иг­ры ребенок может сам бежать за катящимся мя­чом и приносить его об­ратно, чтобы снова про­катить через туннель, Можно попросить кого-нибудь из взрослых встать с другого конца туннеля, чтобы ловить мяч и прокатывать его обратно малышу. Ма­ленькому ребенку доста­вит удовольствие не только прокатывать, но отталкивая его двумя руками. Внимание: диаметр мяча не должен быть больше по­ловины расстояния между ножками табу­ретки. Ребенок с интересом будет смот­реть, как мяч проходит туннель.

Колобок, не ленись, не ленись, Вокруг пенечка прокатись, прокатись. Подтолкнем тебя руками. Поиграй немножко с нами!

Малыш катает мяч вокруг пенечка, ста­раясь не выпускать его из рук. Когда мама скажет: «Зайчик идет!», малышу нужно поднять мяч двумя руками вверх - Коло­бок убегает от зайца. Мама приговарива­ет: «И от бабушки ушел, и от дедушки ушел, и от зайца ушел! Молодец!». Тот же вариант игры проигрывается с другими персонажами сказки (волком и медве­дем); при этом меняется направление про­катывания мяча.

Когда мама скажет: «Лисичка идет!», ма­лышу нужно взять мяч, подбежать к маме и двумя руками положить его в наволочку, которую она держит на уровне вытянутых вверх рук ребенка, - «лисичка съела Ко­лобка!».

Советы маме. Напоминайте, что не надо откатывать мяч далеко от себя. Малыш на первых порах может прокатывать его, как ему удобно (одной или двумя руками). Когда он научится удерживать мяч около себя, задание можно усложнить: прокаты­вать мяч только одной рукой. Мышцы спины и позвоночник маленьких детей еще слабы, поэтому во избежание большой нагрузки на позвоночник повторяйте игру не более двух-четырех раз и обязательно после каждого прокатывания мяча предла­гайте ребенку выпрямиться и поднять ру­ки с мячом вверх (потянуться).

 

СНЕЖИНКИ

Цель. Учить двумя руками бросать мяч в горизонтальную цель, находящуюся на полу, развивать мелкую моторику рук.

Перед игрой (обязательно вместе с ре­бенком) нужно сделать снежинки  на­рвать небольшие кусочки белой легкой бу­маги (например, салфетки). Положить на пол большую взбитую подушку, сверху на­сыпать «снежинки».

Ребенок с мячом в руках стоит на рас­стоянии 0,7-1,5 м от подушки и пытается забросить мяч на нее (двумя руками сни­зу). Попав в цель, приходит в восторг от разлетающихся в стороны снежинок. Пусть бросает мяч, пока ему не наскучит. А затем собирает снежинки вместе с мамой - пальчики малыша потрудятся.

Советы маме. Не принуждайте ребенка к выполнению того или иного движения. Не требуйте от него повторять упражнение до тех пор, пока не удастся выполнить его правильно. Не упрекайте за рассеянность, невнимание, неумение и т.п. Не превра­щайте обучение в скучную повинность. Иг­райте, когда малыш будет находиться в прекрасном настроении.

Проявите фантазию, изобретательность, используйте для игр все, что будет под ру­кой: стулья, пустые пластиковые бутылки, длинные шнурки и т.п.

Постепенно вовлекайте ребенка во всё новые виды игры и забавы, систематичес­ки повторяйте их, чтобы он закрепил дви­жения. Для детей этого возраста достаточ­но, чтобы они научились прокатывать мяч вдаль в заданном направлении, ударять мячом об пол и вверх, правильно замахи­ваться при метании малого мяча вдаль.

Не забывайте о возрасте ребенка, его фи­зических возможностях! Обращайте вни­мание на упражнения, которые он выпол­няет с радостью, без нажима с вашей сторо­ны. Будьте мягкими, добрыми, ласковыми. Хорошо, если вы ободрите своего малютку похвалой; удивитесь тому, какой он ловкий, смелый, быстрый. Пусть ребенок демонст­рирует свои умения перед всеми членами семьи или сверстниками: это постепенно развивает уверенность в своих силах, стремление учиться дальше, осваивая но­вые, более сложные движения и игры.

 

                    

 

Если хочешь быть здоров Скачать.pdf