Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Ц Ц Ц Изображение: Настройки Обычная версия

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Tahoma Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Настройка цветовой схемы:

Чёрным по белому
Белым по чёрному
Тёмно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по тёмно коричневому

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Версия для слабовидящих
 
 

Для коллег

 

Современные технологии речевого развития детей в условиях ФГОС дошкольного образования.

Федотова Марина Анатольевна, воспитатель логопедической группы МДОУ "Детский сад комбинированного вида №66"
 

    

Факторы успешного речевого развития:

  • Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
  • Создавать условия для общения с другими детьми.
  • Совместные игры взрослого и ребенка.
  • Правильная речь  взрослого – пример для подражания.
  • Развивать мелкую моторику для руки, это ведет к развитию речи ребенка.
  • Словесные игры взрослого и ребенка.
  • Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
  • Удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все его “почему”.
Одним  из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
В настоящее время к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания высокий уровень развития речевых способностей в дошкольном возрасте включает:
-владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении высказывания любого типа;
- умение вступать в контакт  со  взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, возразить, объяснить; спорить и др.
- знание норм и правил «речевого этикета», умение  пользоваться ими в зависимости от ситуации;
- умение читать, элементарное владение грамотой
В результате занятий с применением современных образовательных технологий, снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.
Основной критерий в работе с детьми-доходчивость и простота в подаче материала и формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Лучше всего проводить внедрение приоритетных технологий на основе простейших примеров. Сказки, игровые и бытовые ситуации-вот та среда, через которую ребёнок научится применять тризовские решения встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
В своей работе с детьми большое внимание мы уделяем речевому развитию, поэтому применяем в своей практике следующие технологии:
Создание предметно-развивающей речевой среды.
Обучение  детей созданию образных характеристик путём составления сравнений, загадок, метафор.
Игры и творческие задания для развития выразительности речи.
Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.
Синквейн.
Интеллектуальные карты.
Метод "кластера". 

Мнемотехника.

Обучение детей выразитель.ности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность слова.
Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений. Затем отрабатывается  умение детей составлять разнообразные загадки. На заключительном этапе дети 6-7 лет вполне справляются с составлением метафор.
Технология обучения детей составлению сравнений.
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
Модель составления сравнений:
- воспитатель называет какой-либо объект;
- обозначает его признак;
- определяет значение этого признака;
- сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.
На пятом году жизни тренинги усложняются, дается больше  самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.
На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному  воспитателем признаку.
Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.
Технология обучения детей составлению загадок.
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.
Наблюдения  за детьми показывают, что отгадывание происходит у дошкольников как бы само собой  или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ ребёнка на конкретную  загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.
Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
Воспитатель показывает модель составления загадки и предлагает составить загадку про какой-либо объект.
Таким образом, в процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества.  К тому же это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка, т. к. в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания, умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.
Технология обучения детей составлению метафор.
Как  известно, метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.
Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения  детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.
Не обязательно  называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы Королевы Красивой Речи.
Прием создания метафор (как художественное средство выразительности речи) вызывает особую сложность в умении находить перенос свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для сопоставляемых объектов. Такая сложная мыслительная деятельность позволяет развить в детях способность создавать художественные образы, которые они употребляют в речи в качестве выразительных средств языка. Что позволяет выявить детей, несомненно, способных к творчеству, и способствовать развитию в них таланта.
Игры и творческие задания для развития выразительности речи направлены на развитие умений детей выделять признаки объектов, учат детей по описанию определять объект, выделять характерные специфические значения объекта, подбирать разные значения одному признаку, выявлять признаки объекта, составлять загадки по моделям.
Развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
Обучение детей составлению творческих рассказов по картине. 
Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определённую тему. Следует всемерно поддерживать это стремление и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины.
Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению  двух типов рассказов по картине.
1-ый тип: «текст реалистического характера»
2-ой тип: «текст фантастического характера»
Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня.
Основополагающим моментом в предлагаемой  технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений:
 « Кто как видит картинку?»\увидеть, найти сравнения, метафоры, красивые слова, красочные описания\
« Живые картинки»\ дети изображают предметы, нарисованные на картине\
« День и ночь»\ картина в разном свете\
« Классические картины: « Кошка с котятами»\история маленького котёнка, какой он вырастет, найдём ему друзей и т.д.\
Сочинительство. 
Сочинение стихотворений.\ По мотивам японской поэзии\
1. Название стихотворения. 2. Первая строка повторяет название стихотворения. 3.Вторая
строчка-вопрос, какой, какая? 4. Третья строчка-действие, какие чувства вызывает.
5. Четвёртая строчка повторяет название стихотворения.
Сказкатерапия.( Сочинение детьми сказок)  
« Салат из сказок»\ смешивание разных сказок\
« Что будет, если…?»\ сюжет задаёт воспитатель\
« Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад\
« Использование моделей»\ картинки-геометрические фигуры\
« Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.\
« Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных\
« Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т.д.\

И одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи.
Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Эта технология универсальна, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-граматических категорий, способствует обогащению словаря, дает педагогам оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, развивает психические функции (память внимание, мышление) и позволяет ребенку быть активным творческим участникам образовательного процесса.
Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.
Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим.
Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».
1-я строка (вершина «елочки») – одно слово;
2-я строка – два слова;
3-я строка – три слова;
4-я строка – четыре слова;
5-я строка (основание «елочки») – одно слово.
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями
оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику,
ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен
рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим
образом:
1 – направление
Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
2 - направление
Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте.
Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых занятиях по развитию связной речи.
Общие требования к составлению любой интеллект – карты.
• Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
• Лист располагается горизонтально.
• Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра
ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.
Последовательность работы при составлении интеллект-карты по закреплению и обобщению материала изученной темы:
1 вариант:
1. Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)
2. Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к
теме.
3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.
2 вариант:
- К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова- действия.
Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения.
 


Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках. Начинать занятия с использованием мнемотехнических приёмов следует как можно раньше, так как у детей дошкольного и младшего школьного возраста ведущий вид памяти — зрительно-образный. То есть можно сто раз повторить карапузу стихотворение, но он всё равно будет путать слова и предложения. Однако нарисовав сюжет или представив смешанную схему из картинок, знаков и слов, малыш быстро сообразит, что к чему.

Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.
Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности могут современные образовательные технологии.


Обобщенный педагогический опыт
 по теме:
«Освоение моделей нравственного поведения средствами художественно-практической деятельности»

Подготовили:  воспитатели высшей категории  
О. Г. Сафонова и С.Г. Комиссарова 
narodnoe-tvorchestvo.ppt



 



 

  
Речевые игры в детском саду


Сафонова Ольга Геннадьевна

воспитатель МДОУ "Детский сад комбинированного вида №66"

 

Возможности использования игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.
Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому педагоги и психологи строят свою работу с дошкольниками на основе игры.
Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все  игры имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы - познавательные, эмоциональные, коммуникативные.
Игровые технологии издавна зарекомендовали себя и в плане эффективности коррекции различных речевых нарушений. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в речевой работе с детьми игры способствует предупреждению или вытеснению фиксирования ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
Игра выполняет множество функцийв плане развития речи:
§  формирование мотивации к процессу говорения;
§  воспитание  внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;
§  развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;
§  пополнение и активизация словаря;
§  совершенствование грамматического строя речи;
§  закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;
§  совершенствование монологической и диалогической форм речи;
§  развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
§  усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;
§  воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.
Всё это позволяет максимально использовать возможности игр в целях коррекции речи детей.
Различные виды игр по-разному воздействуют на речь детей и соответственно могут иметь различные направления речевой работы.
Так в сюжетно-ролевых играх мощным стимулом обучения говорить чисто и правильно является желание получить роль. Дети, играя роль, следят за правильностью, выразительностью, ясностью и чистотой своей и чужой речи. Роль также призывает детей подчиниться определенным правилам поведения и следовать социальным нормам.
Очень важно давать детям с речевыми нарушениями выступать наравне с другими детьми хотя бы с самыми маленькими ролями, чтобы предоставить им возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь, стараясь преодолеть речевые трудности.
Сюжетно-ролевая игра служит для тренировки и закрепления правильных навыков речи и поведения у дошкольников в усложненных условиях, является мостиком для переноса  навыков речи в обычные условия, В этих играх ребенок приобретает навык правильно держать себя в различных речевых ситуациях, у него воспитывается правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе.
Использование игр-драматизации (театрализованных игр)  направлено на развитие коммуникативности ребенка.
Характерной особенностью игр-драматизаций является то, что в них дети имеют возможность выражать свои мысли, фантазировать, передавать впечатления об окружающем. В них главное - свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе.

Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции: речь, интонацию, формирует мотивацию к процессу говорения, воспитывает внимание к речевому оформлению мыслей, развивает воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, двигательный ритм, пластичность.

 

Вот, например, некоторые из театрализованных игр:
- Инсценировки.В них дети воспроизводят содержание любимых сказок, рассказов, поведение знакомых персонажей, с увлечением изображают действующих лиц, их характерные движения, ведут диалоги.
- «Пальчиковый театр». Ребенок «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате. Пальчиковый театр, в отличие от других видов театральной деятельности, особенно развивает моторику кистей и пальцев рук, а мелкая моторика рук тесно взаимосвязана с отделом головного мозга, отвечающего за речь.
- Творческие игры с мягкими игрушками. Здесь дети действуют, как в режиссерской игре: героев изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли,  как настоящие артисты-кукловоды.
-  «Стендовые» театрализованные игры, в которых дети на магнитной доске с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др. При этом используется прием «живых картинок», или разыгрывание изображенных на них действий с оречевлением персонажей.
Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе. Особенностью дидактических игр является использование их в основном для достижения узкой конкретной цели. Например, игры на развитие речевого дыхания, игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие произношения звуков и т.д. Но в то же время, возможно их объединение для увеличения целей  и задач. Для примера рассмотрим серию игр с пятью картинками, с помощью которых возможно воздействовать на различные стороны речи и другие психические функции.
Игры с 5-ю картинками.
Картинки: топор, молоток, пила, лопата, ложки.
1.«Назови правильно».
Ребенок произносит названия картинок, стараясь правильно произнести звуки Л и Р.
 
 
2.«Что здесь лишнее».
Необходимо сказать, какая картинка является лишней по смыслу и полным предложением объяснить почему.
3.«Что пропало?».
Внимательно рассмотрев картинки, ребенок закрывает глаза. Ведущий прячет одну картинку и просит сказать полным предложением, какую картинку он спрятал.
4.«Закончи предложение».
Ведущий начинает предложение, а ребенок заканчивает картинкой, показанной ведущим. Названия картинок используются в различных падежах, в ед. и мн. числе. Например, У Ромы был…(им. падеж). У Луши нет…(род. падеж). Володя дал Раису…(вин. падеж).
5.«Пила и клей».
Играют 2 ребенка(1- «пила» и 2-«клей»). «Пила» закрывает половину картинки, произнося: «был …- стал полу…». «Клей» открывает картинку, произнося: «был полу…- стал …».
6.«Подари картинки ребятам».
Ребенок раскладывает картинки в 2 стопки. 1- для мальчика Радика (со звуком Р),  2-для девочки Ландыш (со звуком Л).
7.«Фокус».
Сложив картинки в стопку, ведущий говорит, что может угадать картинки по запаху. Принюхиваясь к картинке, ведущий описывает её. Ребенок отгадывает картинку, четко называя её.
В настоящее время всё активнее в речевой работе с детьми используются компьютерные технологии. В чём же их плюсы? Во-первых это помогает разнообразить работу с детьми. У детей всегда присутствует интерес к компьютеру, посидеть за компьютером доставляет им удовольствие. При этом дети становятся активными участниками занятия, а не просто слушателями. В сентябре я попробовал обследовать речь детей с помощью показа картинок на мониторе компьютера. Детям очень понравилось, многие просились снова посмотреть картинки на компьютере.  Кроме того, не только детям, но и педагогам работать на компьютере очень интересно. Таким образом, компьютерные технологии позволяют сделать речевую работу с детьми более насыщенной и плодотворной. В детских садах наибольшей популярностью пользуются мультимедийные презентации. В состав мультимедийных презентаций могут входить цифровые фотоизображения, форматированный текст, компьютерные рисунки и анимация, видеозарисовки, сюжеты, фильмы.
Напоследок, хотелось бы сказать, что развивать речь детей можно и нужно в любой игре. Играя с детьми важно самому педагогу стараться говорить чисто, ясно, выразительно, не торопясь, грамматически правильно строить предложения. Ведь педагог является образцом (эталоном) правильной речи для ребенка. Во время игры педагог должен стараться не обрывать ребенка, даже если он допускает ошибки в речи. Не перебивайте и не торопите ребенка с речевыми трудностями, дайте ему выразить свои мысли в игре. Играя с детьми необходимо поддерживать стремление ребенка к общению, поощрять даже за незначительные успехи и самому радоваться этим успехам. Важно быть осторожным, чтобы нечаянно не обидеть ребенка с проблемами в речи, чтобы у ребенка не возник страх ошибиться, говоря что-либо.
 
  Используемая литература:
1.Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры. – М.:АЙРИС-ПРЕСС, 2008.
2.Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. – М., 1999.
3.Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л,Ль. – М.:Вентана-Граф, 2008.


 

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО


ВОЗРАСТА ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ

ОБРАЗУ ЖИЗНИ.

Федотова Марина Анатольевна

воспитатель логопедической группы

МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 66"

 
Дошкольное детство – очень короткий период в жизни человека. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни – одна из  ключевых целей в системе дошкольного образования.
     Именно в дошкольном возрасте необходимо объяснять детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, плохого настроения. Поэтому каждый должен думать о своём здоровье, знать своё тело, научиться заботиться о нём, не вредить своему организму.
     Поэтому, включаю в свою деятельность цикл занятий «Познай себя» и «Уроки здоровья для дошкольников» (Л.В. Гаврючина , программа «Здоровый малыш»). Валеологический материал органично включается в структуру НОД, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваю комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы.
     Понимая, что здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования, огромное внимание уделяю внедрению технологии «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»         (Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б.)
     Цель занятий – формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях детского сада. Данная цель реализуется посредством следующих задач:
- Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, расширять представления детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь своё здоровье и заботиться о нём.
- Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно-гигиеничкских навыков.
- Расширять знания детей о питании, его значимости, о взаимодействии здоровья и питания.
- Формировать положительные качества личности ребёнка, нравственного и культурного поведения – мотивов укрепления здоровья.
     Так, постепенно, знакомлю  детей с тем, как устроено тело человека, его организм. В доступной форме, привлекая иллюстрированный материал, рассказываю об анатомии и физиологии, основных системах и органах человека.
     Рассказывая, например, о кровообращении, детям предлагаю послушать, как бьётся сердце, объясняя, что оно сжимается и разжимается, работает как насос, перегоняя кровь. Когда мы устаём, нашему организму нужно больше крови, и биение сердца ускоряется; если же мы спокойны, то тратим намного меньше энергии, и сердце может отдохнуть и биться медленнее. Детям предлагаю проверить на себе, как работает сердце после физических упражнений, в состоянии покоя, после сна.
     В доступной форме, на примерах из художественной литературы и жизни, детям объясняю, как воздух вода, солнце, ветер помогают при закаливании организма.
     Например, такие беседы, как:
- «Можно ли есть немытые овощи и фрукты»;
- «Чистим зубы правильно», «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить»;
- «Для чего нужна зарядка», «Будем стройные и красивые»;
- «Как уберечь себя от простуды»;
- «Как ухаживать за волосами», «Страна волшебная – здоровье»;
- «Одеваюсь по погоде»;
- «Полезная еда»
- позволяют воспитывать культурно-гигиенические навыки, дать детям представления о ЗОЖ.
     Чтение художественной литературы также позволяет прививать детям основные правила личной гигиены, формировать представления о здоровье  (А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», З. Александрова «Вкусная каша», И. Демьянова «Умывалочка»).
     Большое значение уделяю такому разделу, как безопасность детей в ситуациях дорожного движения. Это беседы, экскурсии, целевые прогулки, занятия, дидактические и подвижные игры. («Дорожные знаки», «Игры во дворе», «Катание на велосипеде в черте города», «Опасные участки на пешеходной части улицы», «В городском транспорте» и т.д.) Знакомлю детей с правилами поведения на улицах, рассказываю о правилах дорожного движения, объясняю, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекрёсток. Для иллюстрации использую рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной литературы или мультипликационных фильмов. Предлагаю детям привести похожие примеры и разыграть ситуации правильного и неправильного поведения на улице. В игровой форме закрепляю представления детей о предназначении светофора и его сигналах, используя цветные картонные кружки, макет светофора, макет улицы с домами, перекрёстком, игрушечные автомобили, куклы-пешеходы.
      Например, во время с/р игры «Поедем на автобусе», обыгрываем различные ситуации: «Как поступить, если ты с мамой вошёл в автобус и увидел друга?»; «Ты с бабушкой вошёл в автобус, а свободное место только одно?» и т.д.
     Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Поэтому считаю важным развивать у детей самостоятельность и ответственность. Ведь предметы домашнего быта тоже могут являться источниками потенциальной опасности для детей. Здесь ребята должны четко усвоить, что есть предметы, которыми категорически запрещается пользоваться. Ребёнок, ни при каких обстоятельствах, не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. (Использовала примеры из литературных произведений: С. Маршак «Кошкин дом»;  Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; Б. Житков «Пожар», «Дым»; а также игры-драматизации).
     Дети с большим интересом работают с рабочей тетрадью по ОБЖ. (Н.Н. Авдеева, Р.Б. Стёркина). Например:
- Обводят на рисунке красным карандашом те предметы, которыми в отсутствие взрослых они не должны пользоваться.
- Находят среди изображений разрезного материала такие, в которых сгруппированы потенциально опасные предметы, и вырезают их, а затем подбирают для них подходящие места для хранения (наклеивают на страницу тетради).
     С большим интересом дети обыгрывают  предложенные им игровые ситуации, и с помощью игры совместно вырабатываем алгоритмы поведения. (Если в доме что-то загорелось; если в квартире много дыма; как вызвать  милицию, скорую помощь, пожарников; мама ненадолго ушла, и дети остались дома одни и т.д.).
     Очень важно вовлечь родителей в оздоровительный процесс, заинтересовать их воспитывать в своих детях ЗОЖ. С этой целью проводим родительское собрание «Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста», консультации: «Здоровье вашего ребёнка». «Азбука роста», «Хранение опасных предметов в доме», «Осторожно, грипп», «Витамины – наши друзья» и др. Также, доводим до сведения родителей результаты здоровья и питания детей (стенд «Антропометрические данные о детях в динамике»).
     Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.